Подписаться на рассылку:



Рецепт дня

Сейчас обсуждают:

Приступы ярости у ребенка

06-04-11

Приступы ярости у ребенкаПочти у всех двухлетних детей бывают приступы ярости, почти у всех четырехлетних они отсутствуют. Это говорит о том, что приступы ярости — обычное явление на одних ранних этапах развития и нехарактерное для других. Давайте посмотрим, что же приводит к таким приступам ярости у двухлетних детей.

Приступы ярости происходят, когда ребенок разочарован.
Разочарование играет значительную роль в жизни каждого маленького ребенка. Просто подумайте о его жизненных обстоятельствах. Окружающий мир — очень непонятное и сложное место. Как бы дети ни старались, на их уровне развития они не могут осмыслить, почему происходит большинство событий, что произойдет дальше и как решать проблемы. В то же время зарождающаяся независимость побуждает их стараться избежать контроля родителей. От этих исследований окружающего мира у родителей всегда волосы встают дыбом, особенно когда юный экспериментатор старается определить границы своих возможностей. Но в действительности он не знает своих пределов, и его желания превосходят умения. Он хочет делать что-нибудь, но для успешного выполнения недостает соответствующего двигательного контроля и интеллектуального понимания. Кроме того, его способность получить удовольствие или вознаграждение немного позже совсем мизерная. Когда ребенок хочет чего-нибудь, он хочет это сейчас. В его способе мышления отсутствует понятие «позже».
Двухлетний ребенок неизменно испытывает мгновенные трансформации судьбы, включая неисполнившиеся желания и амбиции, в результате чувства переполняют его. Короче говоря, жизнь частенько приносит ребенку одни разочарования. (Разумеется, она хороша, когда он добивается успеха.)

Кроме чувства разочарования маленькому ребенку не хватает языковых навыков, необходимых для достижения его целей. Представление на руках матери олицетворяло собой рай. (Психологи называют такую тенденцию регрессией под влиянием стресса, даже полноценный взрослый человек может быть по-детски беспомощным или требовательным во время болезни.)

С другой стороны, дети не хотят отказываться от достигнутой драгоценной частицы независимости. И здесь на сцену выходят различные любимые предметы. С их помощью ребенок получает удовольствие и безопасность, не поступаясь независимостью. Сосание пальца или пустышки напоминает ему о кормлении грудью или из бутылочки на руках матери. Поглаживание мохнатой мягкой игрушки, пушистого одеяла или мягкого подгузника вызывает в памяти приятные ощущения от поглаживания мягкой маминой одежды или одеяльца, в которое его заворачивали на время кормления. (У щенков и котят есть инстинкт надавливать и поглаживать лапками грудь мамы-собаки или мамы-кошки при кормлении, чтобы лучше текло молоко. Побуждение младенцев поглаживать что-нибудь во время кормления грудью, возможно, является остаточным явлением того же инстинкта, наших дочеловеческих предков.) Когда маленькие дети переворачиваются с боку на бок в мягком кресле или качают головой из стороны в сторону в кроватке, они воссоздают ритмичное успокаивающее движение, испытанное ими в раннем младенчестве, когда родители укачивали их или носили на руках.

Когда ребенок научится воспроизводить успокаивающие действия своих родителей, например с помощью мягкой игрушки или большого пальца, происходит тончайший, но существенный сдвиг власти. Теперь сам ребенок может отчасти контролировать собственный комфорт и спокойствие. (Интересно наблюдать, как маленький ребенок иногда хватает столь дорогой ему предмет и сердито шлепает его на пол или бьет им по мебели.)

Почему я уделяю такое внимание любимым предметам?
Отчасти потому, что их использование позволяет нам понять огромное психологическое значение процесса становления независимости, который начинается у детей в возрасте около шести месяцев, а также понять значение регресса. Это с практической точки зрения объясняет и ряд непонятных моментов в раннем детстве. Например, я считаю, что сосание большого пальца в первый год жизни является выражением потребности ребенка что-нибудь сосать, особенно когда он голоден. Но после шести месяцев сосание пальца становится чем-то другим: напоминанием о комфорте младенчества, который теперь необходим детям, только когда они засыпают или огорчены, т. е. большой палец становится любимым предметом, и настолько важным, что большинство детей не хотят бросать эту привычку добровольно даже через несколько лет.

После шестимесячного возраста значение пустышки также изменяется. Потребность сосать заменяется ролью любимого предмета в тягостные моменты. Но пустышка не имеет столь важного значения, как большой палец: большинство детей отказываются от нее на первом или втором году жизни, если родители не поощряют ее использование. (Ребенок склонен сосать или пустышку, или большой палец, но не то и другое одновременно.)

Значение бутылочки также меняется. Судя по всему, причина, по которой многие младенцы привязываются к бутылочке после шестимесячного возраста, заключается в том, что родители привыкли давать им пить из бутылочки в кровати самостоятельно. Таким образом, бутылочка становится важным любимым предметом.

Некоторые дети не имеют любимых предметов, например мохнатой игрушки, кусочка мягкой материи, «ценной» бутылочки, пустышки. Неизвестно почему. Трудно заметить психологической разницы между детьми, привязанными к любимым предметам, и теми, кто не имеет таких привязанностей. Нет каких-либо причин запрещать детям привыкать к любимым предметом или, наоборот, поощрять эту привычку, за исключением некоторых практических советов в отношении бутылочки.

Любимый предмет, который можно гладить.
Из своего опыта я знаю, что дети, которые сосут большой палец, быстрее привязываются к любимому предмету, который можно гладить, в отличие от детей, у которых такая привычка не сформировалась. Создается впечатление, что они впадают в младенчество, получая удовольствие при сосании большого пальца, и хотят усилить его, поглаживая что-нибудь. Следует признать, что некоторые взрослые делают то же самое (я, например, поглаживаю волосы, когда задумываюсь над текстом), хотя мы обычно называем это нервной привычкой.

Одни дети сильно привязываются к любимому предмету, и это длится несколько лет; у других вырабатывается лишь легкая привязанность, ослабевающая со временем; третьи то и дело меняют предметы.

Когда привязанность к мягкой игрушке или куску материи очень сильна, это вызывает проблемы.
Ребенок хочет всегда и везде носить с собой любимый предмет, из-за чего тот становится грязным и потрепанным. Обычно ребенок яростно противится тому, чтобы этот предмет стирали или чистили, и сходу отвергает замену. Если предмет теряется, ребенок испытывает настоящее отчаяние и не будет спать часами.

Считается, что несправедливо (и обычно невозможно) пытаться снизить привязанность ребенка к предмету-утешителю. Однако я знаю родителей, которые проявили достаточную непреклонность и твердость в этом вопросе, чтобы удерживать проблему в приемлемых рамках: с самого начала они настояли на том, что предмет не следует выносить из комнаты ребенка или из дома.

Лучше регулярно ночью уносить одеяльце или подгузник ребенка, чтобы постирать и высушить его, пока он не посерел от грязи и не изменился по цвету и запаху (для некоторых детей запах любимого предмета очень важен). Все же лучше приобрести дубликат — идентичную игрушку или кусок материи и время от времени заменять загрязнившийся любимый предмет чистым, так чтобы ребенок не заметил этого. Большинство мягких игрушек невозможно выстирать и высушить за ночь, но вы можете вымыть их поверхность водой с мылом и вытереть полотенцем. Высушите игрушку феном. (Не используйте моющие жидкости: тогда вы не сможете высушить игрушку до утра.) Некоторые мягкие игрушки в зависимости от материала набивки можно поместить в старый капроновый чулок и выстирать в стиральной машине с сушкой.

Не вредно ли ребенку привыкать к любимому предмету и брать его с собой в кровать?
Насколько известно, нет (кроме случаев, когда родители огорчаются по поводу его загрязненности, а также из-за его символического значения: раз у ребенка есть любимый предмет-утешитель, значит, он все еще нуждается в зависимости). В любом случае избежать этого невозможно. Почти все дети получают мягкие игрушки в первый год жизни, но родители обычно не понимают, что произошло, пока дети в возрасте 15—18 месяцев не начнут настаивать на том, чтобы носить одну из них с собой постоянно.

Большинство детей перерастают зависимость от любимого предмета в возрасте примерно от двух до пяти лет. (У некоторых зависимость сохраняется дольше.) Родители должны напоминать детям ободряющим тоном (пару раз в месяц, но не каждую неделю), что когда-нибудь они станут большими и не будут нуждаться в этом предмете. Такие намеки и уверенность в себе помогут детям быстрее избавиться от сформировавшейся привычки.

Спок Бенджамин «Ребенок и уход за ним».

Комментарии к записи:

Нет комментариев.

Оставьте комментарий:









Последние записи: