Подписаться на рассылку:



Рецепт дня

Сейчас обсуждают:

Умственная отсталость у детей

06-05-11

Умственная отсталость у детейВ первую очередь поясним, что такое умственная отсталость. Считается, что ребенок отстает в умственном развитии, если к восемнадцати годам он действует значительно медленнее, чем его сверстники, в двух и более областях из данного перечня: интеллектуальные способности, языковые навыки, способность заботиться о себе, навыки общения, способность планировать что-то на будущее, выполнять школьные задания, интерес к развлечениям и способность к профессионально-техническим навыкам.

Специалисты привыкли разделять умственно отсталых детей на детей с незначительной, умеренной, серьезной и глубокой умственной отсталостью в зависимости от степени дефекта. Но зачастую невозможно отнести к какой-то из категорий ребенка, который, например, способен хорошо действовать (в разумных пределах) в одной обстановке, скажем, в специализированной группе, а в другой абсолютно теряется, например, в хаотичной и беспорядочной обстановке. В настоящее время вместо того, чтобы судить о ребенке с умственной отсталостью по его умениям, многие специалисты предлагают применять категории в соответствии с видом и степенью дополнительных услуг, которые необходимы для того, чтобы ребенок достиг наибольшего успеха. Одним детям, например, требуются лишь периодические дополнительные услуги, другим — некоторая дополнительная помощь, третьим постоянно требуется существенная помощь, а четвертые полностью зависят от помощи других людей во всех аспектах их жизни.

Мы не пользуемся термином «умственная отсталость», пока ребенок не достигнет определенного уровня развития, когда можно будет явно заметить значительное отставание его действий от способностей среднего ребенка. Вместо этого в отношении детей до шести лет мы говорим о «задержке в развитии». Этот термин подразумевает, что этот ребенок ниже среднего уровня, но пока неясно, как он будет развиваться в последующие годы, особенно с дополнительными образовательными услугами. Поскольку маленькие дети часто демонстрируют неожиданные успехи в своем развитии, то существует некая «серая зона», где никто не в состоянии предугадать, превратится ли задержка в развитии в умственную отсталость или в нормальное функционирование. Если вашему ребенку поставлен диагноз «задержка в развитии», помните, что основной вопрос заключается не только в том, как ваш ребенок действует сейчас, но и в том, чего он достигнет в последующие пять лет.

Причины умственной отсталости.

Случаи действительной умственной отсталости можно приблизительно разделить на три группы: органическая, познавательная (связанная с окружающим миром) и идиопатическая, или неясного происхождения. Органическая умственная отсталость имеет место при ненормальном развитии головного мозга, которое могло произойти в результате или неправильного формирования плода в матке (например, из-за генетического дефекта), или физического повреждения мозга (например, инфекция мозга или заражение окружающей среды).

Многие случаи незначительной умственной отсталости относятся к познавательной категории в том смысле, что ребенку не хватило интеллектуальной стимуляции для нормального развития или он столкнулся с другими психологическими проблемами. Такой тип умственной отсталости в значительной степени корректируется специальными образовательными программами для маленьких детей. К сожалению, только один из четырех детей попадает в списки занимающихся по таким программам. Это происходит потому, что они проводятся в недостаточном объеме.
Разумеется, различие между органической и познавательной умственной отсталостью не всегда четко выражено: многие дети подпадают под обе категории. Возможно, ни органическое повреждение, ни отсутствие стимуляции со стороны окружающего мира, взятые в отдельности, не стали бы причиной умственной отсталости, но их совокупность перевесила чашу весов.
Идиопатическая умственная отсталость означает, что причина отсталости не может быть определена при нынешнем уровне медицинских и научных знаний.

Признание позволяет ребенку с замедленным развитием максимально использовать свои способности. Изредка с умственно-отсталыми детьми возникают проблемы воспитательного характера, причиной их обычно является не низкий уровень умственного развития ребенка, а неправильное обращение с ним. Если родители считают своего ребенка странным и стыдятся его, они вряд ли будут проявлять свою любовь в такой степени, чтобы он чувствовал себя
спокойно и в безопасности. Если родители ошибочно считают себя виновными в его болезни, они могут настаивать на проведении всевозможных методов лечения, не отказываясь даже от тех, которые лишь расстраивают ребенка, не принося ему пользы. Если родители поспешно делают вывод, что положение ребенка безнадежно и он не станет «нормальным», они могут перестать покупать ему игрушки, знакомить с другими детьми, не дадут ему соответствующего образования, что необходимо всем детям для максимального развития их способностей. Но опаснее всего, когда родители пытаются не замечать признаков умственной отсталости ребенка и стараются доказать себе и остальным, что он не глупее других людей. Они будут постоянно понукать ребенка, пытаясь научить его манерам поведения и навыкам, к которым он еще не готов, определяя его в класс, в котором он не в состоянии заниматься, и натаскивая в учебе дома. Постоянное давление и напряжение делает ребенка капризным и раздражительным, а частые неудачи лишают его уверенности в себе.

Отстающий в умственном развитии ребенок, родители которого получили только среднее образование и живут счастливо, довольствуясь средним достатком, часто достигает лучших результатов, чем ребенок, родившийся в семье высокообразованных или очень честолюбивых людей. Последние могут придавать слишком большое значение хорошим оценкам в школе, поступлению в институт и выбору профессии. Существует множество полезных и уважаемых видов деятельности, которые могут выполняться детьми с интеллектом ниже среднего уровня. Каждый человек имеет право вырасти достаточно хорошо приспособленным и достаточно хорошо обученным, чтобы быть в состоянии выполнить лучшую из тех работ, с которыми он может справиться в соответствии с уровнем своего умственного развития.

Умственно отсталому ребенку нужно позволить развиваться со скоростью, заложенной в нем природой, и вести себя соответственно уровню своего умственного развития, а не возраста. Возможности копать, лазить, строить и фантазировать нужны ему тогда, когда он готов к ним. Ему нужны игрушки, которые ему нравятся, возможность играть с теми детьми, с которыми ему хочется и с которыми он чувствует себя на равных, даже если они моложе его на год или больше. Когда он идет в школу, его нужно отдать в тот класс, где он будет чувствовать себя на своем месте и чего-то достигнет.

Развитие ребенка может быть замедлено пессимистическим отношением к нему родителей и учителей. Точная оценка уровня образования и индивидуальная программа обучения могут настолько ускорить умственное развитие ребенка, что он частично преодолеет свое отставание. Как и любому ребенку, ему необходимо, чтобы его искренне любили и ценили за его привлекательные стороны.

Те, кто наблюдал за группами умственно отсталых детей, знают, насколько они естественны, дружелюбны и привлекательны, особенно те, кого в семье принимают такими, какие они есть. И когда они заняты игрой или учебой, которая соответствует их уровню развития, у них появляется такое же нетерпение и интерес, как у средних или одаренных детей. Другими словами, «тупой» вид возникает скорее из-за того, что дети чувствуют себя не на своем месте.

У родителей и преподавателей есть много возможностей для уменьшения или устранения трудностей с учебой. Я бы предложил в первую очередь определить ребенка на некоторое время в недифференцированный класс. Тогда можно будет увидеть, позволит ли это ему почувствовать себя комфортнее. Я преподавал в медицинском училище, где отсутствовало дифференцирование. Студенты испытывали огромное облегчение от отсутствия такого давления. Я думаю, что столь же благотворного эффекта можно добиться у детей, которые не успевают в начальной и средней школе.
Следует особенно подчеркнуть, что остаться на второй год — катастрофа для ребенка, особенно в начальных классах. Социальные и эмоциональные последствия и удар по самоуважению обычно приводят к тому, что ребенок в конце концов бросает школу, особенно в старших классах.

Родители могут многое сделать вне школы, чтобы помочь ребенку в учебе. Ключ для достижения успеха в учебе — найти способ привлечь и развить у ребенка ответственность, соответствующую навыкам обучения. Воспользуйтесь тем, что большинство детей с любопытством относится к окружающему миру. Когда вы разделяете и поощряете такое любопытство, интерес ребенка к учебе возрастает. Изучите интересы ребенка. Позвольте ему направлять вас и прислушивайтесь к энтузиазму, проявляемому им к некоторым предметам. Поддерживайте такой интерес при помощи экскурсий, книг и мероприятий по выбору ребенка.

По возможности у каждого ребенка должен быть тихий уголок для занятий. Однако если вся семья использует свободное время только для просмотра телепрограмм, неуспевающему ученику сложно быть заинтересованным в учебе. Чем ограничивать просмотр телепрограмм для детей, лучше самим подать хороший пример. Если родители проводят вечера за чтением или письменной работой, тогда и ребенок вскоре поймет важность учебы. Исследования показывают, что дети проводят у телевизора больше времени, чем в школе, но я знаю семьи, в которых совсем отказались от телевизора и прекрасно обходятся без него.

Я попытался показать, что причины трудностей с учебой многообразны и сложны. При совместной работе родителей, преподавателей, врачей и специалистов-психологов шансы на устранение проблемы существенно возрастают.

Спок Бенджамин «Ребенок и уход за ним».

Комментарии к записи:

Нет комментариев.

Оставьте комментарий:









Последние записи: